«Концентрацией всех патриотических сил Украины вокруг общей цели — дать решительный отпор возможным провокациям и агрессии! — призвал 16 апреля в Facebook министр внутренних дел Арсен Аваков. — Консолидированные силы государственников и гражданских патриотов-ветеранов — регулярные силы ВСУ, МВД и резервисты должны, объединившись, встать на защиту своей страны. Так было в 2014-м, так будет и сейчас, если придется!»
Обращение двоякое: вроде бы речь идет о мобилизации только силовых ведомств и резервистов (Министерство обороны Украины, как увидим далее, понимает все только в таком контексте), но при этом даны и прямые отсылки к добровольческим батальонам, создание которых Аваков санкционировал в 2014 году: «Спасибо каждому бойцу добробатов за достойную службу в зоне АТО! Призываю вас, собратья, если Родина позовет — снова объединиться и встать на защиту родной земли!»
Упомянутые Аваковым «гражданские патриоты-ветераны», кстати, уже создают нечто вроде новых добровольческих батальонов.
Корпус украинского резерва
Несколькими днями ранее, 13 апреля, о прошедших перед этим в выходные учениях отчиталось Движение ветеранов Украины. Учредителями этой общественной организации, зарегистрированной 3 декабря 2018 года (как раз после мобилизации националистов в ноябре 2018-го во время объявления военного положения на Украине), выступили 11 общественных организаций — «Ветеранское братство», Ветеранское движение Украины, Киевский городской союз участников АТО, Всеукраинская ассоциация участников боевых действий, Союз ветеранов антитеррористической организации, Союз инвалидов войны и ветеранов АТО Хмельнитчины, Ивано-Франковская областная ассоциация участников и ветеранов АТО, Лига ветеранов АТО и боевых действий «Карпатская земля», Объединение участников АТО «Побратим», Объединение участников АТО Тернополя, Ассоциация участников и инвалидов антитеррористической организации.
«Реагируя на обострение общественно-политической ситуации, накопления российских войск на границах Украины и слабость центральной власти, Движение ветеранов Украины в эти выходные провело тестовую мобилизацию актива региональных организаций! — написал 13 апреля в Facebook один из лидеров Движения ветеранов Украины Антон Колумбет, занимающий пост заместителя главы Киевского городского союза участников АТО. — Участие в собрании приняли более двух тысяч участников боевых действий из 15 областей. Своими силами, почти без привлечения государственных ресурсов, ветераны поставили в условный строй несколько батальонов резервистов оперативного резерва первой очереди по всей стране… Поздравляю с рождением Корпуса украинского резерва!»
Более лаконичная версия пресс-релиза, где нет упоминания Корпуса украинского резерва, но приведены те же цифры, была опубликована в тот же день в официальном Telegram-канале объединения.
Что касается цифр мобилизации, то тут есть большое сомнение. На 14 фотографиях с учений, опубликованных Колумбетом (хотя речь идет о 15 регионах, но, возможно, активисты из двух регионов собрались на учения в одном месте — такое бывает), на каждой в среднем от 10 до 30 человек, и только на двух порядка полусотни бойцов. То есть суммарно не две тысячи человек, а двести-триста. И это — с учетом мобилизации «азовских» структур в лице «Ветеранского братства» и «Национальных дружин», к которым относятся минимум 4 фотографии из подборки Колумбета, причем две самые массовые, и «Карпатской Сечи», чей флаг присутствует еще на одной фотографии.
Если посмотреть по публикациям на сайте «Национального корпуса», четыре упомянутых фотографии из подборки Колумбета — это сборы «азовцев» под Киевом, в Харькове, в Полтаве и в Николаеве. Возможно, к «азовцам» относятся еще какие-то фотографии в подборке Колумбета, на которых у бойцов не присутствуют флаги с символикой организаций и которые нельзя сопоставить с публикациями в Telegram-канале и на сайте «Нацкорпуса».
Как мы писали 7 апреля накануне этих сборов, «реальный мобилизационный потенциал тыловых "азовских" структур показали "мобилизационные сборы", объявленные "Нацкорпусом" и "Нацдружинами" после введения Петром Порошенко военного положения. В итоге в столице страны 27 ноября 2018 года на стрельбы пришло около сотни человек, и то далеко не каждый со своим оружием, суммарно столько же — по регионам, где с оружием было еще хуже».
С тех пор за минувшие 10 дней, в принципе, мало что изменилось.
Понятно, что это лишь вершина айсберга, то есть самые активные, подготовленные и вооруженные люди, за которыми — более аморфная, менее мотивированная либо хуже подготовленная, но гораздо более многочисленная масса националистов. Однако пока что реальный мобилизационный потенциал последних достаточно ограничен.
«Легионы порядка» в тени Боцмана из «Азова»
В отличие от прочих националистов, решивших проводить мобилизацию в рядах общего Движения ветеранов Украины, движение «Традиция и порядок» вполне по-ленински решило «идти своим путем».
«Мы должны быть готовы. Мы — это в первую очередь украинские христиане, которые с оружием в руках готовы защищать Веру и Родину, — написал 15 апреля в Telegram лидер "Традиции и порядка" Богдан Ходаковский, успевший летом 2014 года недолго повоевать в АТО вместе с бойцами Дмитрия Корчинского. — Что именно будут представлять из себя христианские добровольческие подразделения? Решим на открытых съездах, которые пройдут уже в ближайшие дни в нескольких городах страны. С завтрашнего дня на базе движения "Традиция и порядок" начинает работать мобилизационный центр для всех желающих присоединиться к нам в случае полномасштабной войны».
Формально мобилизационный центр уже работает, но пока что о том, что он представляет из себя (и представляет ли вообще что-то), неизвестно. Известно лишь о названии, которое будут носить эти «добровольческие христианские отряды».
«Кто мы? "Легионы порядка" — это спортивная и военная инициатива, направленная на подготовку украинских христиан к защите страны от внешней агрессии, координацию усилий на случай чрезвычайных ситуаций и взаимной помощи, — сообщил 16 апреля лидер "Традиции и порядка". — Мы готовы подставить плечо государству в трудных обстоятельствах от гуманитарных кризисов к пополнению вооруженных сил. "Легионы порядка" — объединение практикующих христиан, стремящихся быть на острие борьбы за Веру и Отечество».
Точно так же пока не поступало информации и по поводу «открытых съездов» в некоторых городах страны, хотя в процитированном посте Ходаковский очертил примерную географию деятельности «легионеров»: «Сейчас мы действуем в Киеве и области, вскоре — также в Харькове, Одессе и Львове». Возможно, появятся они также в Житомире, где ранее было сильное отделение «Традиции и порядка», да и сам Ходаковский происходит из Житомирской области.
Если заглянуть на страницу «Легионов порядка» в Instagram, то можно узнать, что организация начала действовать уже пару месяцев (!), то есть за несколько недель до обострения. Первая публикация там появилась 13 февраля этого года. На последующих фотосессиях, выложенных в феврале-марте, видны тренировки в зале (причем тренировки с щитами и дубинками), стрельбы в тире и т.д. Людей на фотографиях немного — ни на одной нет больше 10 человек, причем даже с замазанными лицами видно, что в основном это совсем молодые ребята, старшеклассники или студенты первых курсов.
А если заглянуть в базы юридических лиц, то можно узнать, что общественная организация под таким экзотическим названием зарегистрирована в Соломенском районе Киева еще 22 апреля 2019 года, то есть год назад. Неделей ранее движение «Традиция и порядок» сообщило на своей странице в Facebook о создании спортивного крыла организации под названием «Легионы порядка».
На проведенном 25 апреля 2019 года консервативными организациями марше в Киеве было представлено большое количество символики «легионеров». Но далее развитие эта инициатива не получила. Численно, нельзя не заметить по фотографиям, за два года «Легионы порядка» никак не выросли.
Почему же «Легионы порядка» реанимировали в этом году, но при этом сейчас «легионеры» не стремятся влиться в общий хор мобилизационного движения ультраправых? Есть несколько возможных причин.
Во-первых, взаимная нелюбовь между ультраправыми консерваторами и национал-либералами из «Демократической секиры», в политсовет которой входит упомянутый выше один из лидеров Движения ветеранов Украины Антон Колумбет. Нелюбовь была и раньше на чисто идеологической почве, а летом 2020 года обострилась из-за того, что представители «Демсекиры» называли «Традицию и порядок» и их давнего союзника «Фрайкор» всякими нехорошими словами и выражали в своих чатах надежду, что «всякие "свободовцы" — "нацжены" (презрительное название "Национальных дружин", основанное на том, что на украинском "дружина" это, собственно, еще и "жена". — Авт.) — ТиП — фрайкоры сдохнут сами по себе».
Во-вторых, нельзя не заметить, что уже довольно давно «Традицию и порядок» обихаживает бывший глава разведки «Азова» Сергей Коротких (носивший на фронте позывной Боцман), а в последние месяцы взаимная любовь стала совсем уж заметной, вплоть до того, что Коротких лично посещает акции «Традиции и порядка» и откровенно уж рекламирует начинания организации. Например, он писал 15 апреля в своем Telegram-канале «С. Коротких "Боцман"»: «Моё мнение: для христиан нужны отдельные подразделения. Новых крестоносцев… Богдан Ходаковский — молодой да ранний лидер православных».
Наши источники в Киеве утверждают, что между Андреем Билецким и Коротких в последнее время обострились противоречия, связанные с тем, что Боцману «не дают рулить» в «азовском» движении, которое он уже считал своим, как едва ли не главный его спонсор. В итоге Коротких, будучи отжат от «Нацкорпуса», перенес свои симпатии на «Традицию и порядок», пытаясь превратить их в свою карманную организацию. Поэтому и неудивительно, что «легионеры» не проводят общих мобилизационных мероприятий с «азовцами».
«Личное войско» мэра Ивано-Франковска
В отличие от прочих националистов, «Свобода» не развернула мобилизационную кампанию. Если заглянуть на сайт партии или страницы в соцсетях бессменного вождя партии Олега Тягнибока и его ближайших соратников, то можно увидеть, что они ездят по разным культурно-просветительским мероприятиям, комментируют новостные поводы, но в общем-то этим и ограничиваются. Нет призывов к мобилизации и на страницах в соцсетях «Легиона Свободы», объединяющего партийцев-ветеранов АТО, и его командира Олега Куцина.
Однако с подобным призывом, пусть и локальным, выступил мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив. Это восходящая звезда «Свободы», благодаря успешной деятельности на посту главы областного центра буквально «тянущая» за собой электоральные результаты партии во всем регионе.
«Поручил руководителю Муниципальной инспекции Ивано-Франковска Михаилу Шутаку сформировать отряд добровольцев, который в случае полномасштабного вторжения сможет отправиться защищать нашу землю на восточной границе. Потому что мы все понимаем, что обострение будет. Надо быть готовыми, — написал Марцинкив 15 апреля на своей официальной странице в Facebook. — Если из Ивано-Франковска поедут на восток добровольцы, то лучше, чтобы они служили вместе. А в Муниципальной инспекции пока есть 36 участников боевых действий. То есть люди опытные и в случае вторжения РФ могущие дать советы на фронте. Будем готовы».
Собственно, это все. Больше никакой информации о подготовке отряда добровольцев не появлялось ни на странице Марцинкива, ни на сайте и странице ивано-франковской «Свободы». На последних даже на призыв мэра о мобилизации не отреагировали, хотя при этом разместили его призыв на субботник 17 апреля. Не исключено, что местные «свободовцы» без особого энтузиазма относятся к инициативам мэра, пусть и однопартийца. А Муниципальная инспекция — полное название которой звучит как Коммунальное предприятие «Муниципальная инспекция "Добродий" Ивано-Франковской городской рады» — это своего рода «личное войско» мэра.
Ивано-франковская Муниципальная инспекция — это аналог киевской «Муниципальной варты», представляющая собой группу спортивных мужчин в униформе с шевронами, которые патрулируют улицы (на некоторых фотографиях вместе с Национальной полицией, на других — сами по себе), охраняют порядок на массовых мероприятиях, проводят «рейдовые мероприятия» по лесополосам в поисках очагов пожаров и т.д. Не знаем, как в Ивано-Франковске, но в Киеве, Одессе и других городах «варта» вооружена газовыми баллончиками и травматическими пистолетами, которые доступны к покупке гражданами. В некоторых случаях упоминались спецсредства в виде резиновых дубинок, но они доступны для покупки, в том числе сотрудниками частных охранных компаний. Боевого же оружия у «варты» не имеется, и в этом ее принципиальное отличие от полиции.
На инициативу Марцинкива — точнее, на мощный всплеск вокруг нее в соцсетях и массмедиа — быстро последовал окрик из Министерства обороны. В самом деле, что будет, если каждый мэр начнет на базе своей «варты» собирать отряды добровольцев?
«Прошу представителей органов государственной власти и местного самоуправления не нагнетать ситуацию и не разжигать панические настроения в обществе, — говорилось в "Обращении главнокомандующего Вооруженными силами Украины генерал-полковника Руслана Хомчака", опубликованном 16 апреля на официальной странице Генерального штаба ВСУ в Facebook. — Обращаю внимание, что не стоит смещать акценты созданием не определенных законом военизированных формирований. Ведь подобная нескоординированная деятельность может быть спекулятивно использована российской пропагандистской машиной для информационного подтверждения их манипулятивных и лживых утверждений относительно ситуации в Украине».
Вместо эпилога
Названные выше скромные цифры – что-то около двух мотопехотных (в терминологии ВСУ) рот, то есть примерно полбатальона – не должны вводить в заблуждение.
Мобилизационный потенциал ветеранских организаций гораздо выше. Вспомним про Марш защитников Украины, проведенный 24 августа 2019 года в Киеве тем же Движением ветеранов Украины. Эта акция проводилась без поддержки государства и даже «в пику» официальным мероприятиям в День Независимости с участием недавно избранного президентом Владимира Зеленского, чья позиция по Донбассу вызывала у ветеранов немало сомнений. И при этом, как сообщил глава Национальной полиции Киева Андрей Крищенко, «в шествии участвовали примерно 12 тыс. участников».
12 тыс. человек это личный состав от 6 до 8 мотопехотных или аэромобильных бригад (численность которых оценивается в 1,5 – 2 тыс. человек), включающих по 3 мотопехотных либо аэромобильных батальона и одной танковой роте. Для сравнения можно отметить, что штатная (по факту она может быть меньше) численность личного состава Народной милиции ЛНР оценивается украинской разведкой в 14,7 тыс. человек, ДНР – в 20,8 тыс. человек.
Почему же мы не видим эти тысячи ветеранов сейчас? Общественные организации не армия, где люди находятся на полном государственном довольствии, сидят в казармах и ждут приказа командира, чтобы взять в оружейке автомат и выйти на стрельбище. Ветераны разбросаны географически, они работают, женятся, растят детей, занимаются делами по дому и т.д. Увлечен общественной активностью или «пострелушками» только какой-то процент, который легко «подрывается» на любые акции.
Такая же история и с националистами, у которых раз в год 14 октября собираются десятки тысяч, а на обычные акции – считанные сотни. Основная часть живет обычной жизнью, в отличие от актива организаций мобилизуясь только по особым поводам – памятная дата, или, например, появление врага, с которым не может справиться дежурный актив.
Оценить количество оружия, находящегося на руках у ветеранов и националистов, крайне проблематично. У кого-то личного зарегистрированного оружия много, дорогого и тюнингованного, у кого-то есть наградной пистолет, у кого-то недорогое охотничье ружье в базовой комплектации, у кого-то гладкоствольная «помпа» на работе в ЧОПе, у кого-то нет ничего. Но вполне легального оружия много, и счет явно идет на тысячи.
Что касается незарегистрированного оружия, то по нему вообще нет четкой статистики. По СМИ не первый год «гуляет» цифра в 5 млн. «стволов», но ее источник – не МВД или СБУ, а глава общественной организации «Украинский ассоциации владельцев оружия» Георгий Учайкин, и откуда и как он ее взял – большая загадка. Тем более, цифра плохо «бьется» по фактам. Например, по Учайкину она возросла на 2 млн. единиц только за 2014 – 2015 годы. Но арсеналы СБУ и МВД, захваченные майдановцами 18 – 19 февраля 2014 года во Львовской области, составляли лишь 1170 единиц стрелкового оружия (и то часть потом была изъята), а трофеи в Донбассе либо «потерянное» оружие исчислялись тысячами единиц, но не сотнями тысяч. Есть данные, что в 2014 году силовые ведомства Украины заявили об утрате примерно 20 тыс. единиц стрелкового оружия, что похоже на реальность. Имей добробаты или ополченцы сотни тысяч автоматов, ход событий был бы совсем другим.
Кто-то, конечно, что-то привез с войны и закопал под яблоней, но в целом даже по статистике криминальных инцидентов заметно, что трофейные «стволы» или гранаты уже несколько лет никто не пускает в ход. Так что и в этом плане переоценивать возможности ветеранов АТО не стоит – хотя и недооценивать, конечно, тоже.